Изображение

Конституция РСФСР 1918 г. - Ленинская

Сталинские и Ленинские Конституции ! Это были
Конституции по которым вся власть в России
принадлежала рабочим и крестьянам. Буржуазия
как класс эксплуататоров был лишен права избирать
и быть избранным !

Модератор: Татьяна Михайлова

Аватара пользователя

Автор темы
Ольга Иванова
Сообщения: 24
Зарегистрирован: Июнь 2016
Пол: Женский - Женский
Russia

Конституция РСФСР 1918 г. - Ленинская

Сообщение Ольга Иванова » 12 окт 2018, 20:04

КОНСТИТУЦИЯ
(Основной Закон)
РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА.

Глава первая.

Глава вторая.

Глава третья.

Глава четвертая.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

Глава пятая.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. КОНСТРУКЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

А. Организация центральной власти.

Глава шестая. О Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов.

Глава седьмая. О Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов.

Глава восьмая. О Совете Народных Комиссаров.

Глава девятая. О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Б. Организация Советской власти на местах.

Глава десятая. О съездах Советов.

Глава одиннадцатая. О Советах депутатов.

Глава двенадцатая. О предметах ведения органов Советской власти на местах.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.

Глава тринадцатая.

Глава четырнадцатая. О производстве выборов.

Глава пятнадцатая. О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО.

Глава шестнадцатая.

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

Глава семнадцатая.



Аватара пользователя

Автор темы
Ольга Иванова
Сообщения: 24
Зарегистрирован: Июнь 2016
Пол: Женский - Женский
Russia

Конституция РСФСР 1918 г. - Ленинская

Сообщение Ольга Иванова » 12 окт 2018, 20:09

Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Этот основной закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов». Он должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.

V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и
истолкование.


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА

Глава первая

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.
2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских
национальных республик.


Глава вторая

3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется
общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и
сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и
транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о
Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.

г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных
правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая
уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против
ига капитала.

д) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения
трудящихся масс из-под ига капитала.

е) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.

ж) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности
восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и
крестьян и полное разоружение имущих классов.

Глава третья

4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью
в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью
политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.

5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации,
строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в
Азии, в колониях вообще и в малых странах.

6. III Всероссийский съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость
Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.

Глава четвертая

7. III Всероссийский съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов полагает, что теперь, в момент решительной
борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна
принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам Рабочих, Солдатских и
Крестьянских Депутатов.

8. Вместе с тем, стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз
трудящихся классов всех наций России, III Всероссийский съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации
Советских Республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном Советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Глава пятая

9. Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной
Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в
виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком
и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

10. Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах.

11. Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные
союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные
съезды Советов и их исполнительные органы.
Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.

12. Верховная власть в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому
съезду Советов, а в период между съездами — Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.

13. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от
церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

14. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая
Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской
бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает
их свободное распространение по всей стране.

15. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний Российская Социалистическая Федеративная
Советская Республика, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т.п.,
предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения
с обстановкой, освещением и отоплением.

16. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов Российская Социалистическая Федеративная Советская
Республика, сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия, которые до сих пор
мешали в буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации.

17. В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная
Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное
образование.

18. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и
провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!»

19. В целях всемерной охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской Революции Российская Социалистическая
Федеративная Советская Республика признает обязанностью всех граждан Республики защиту социалистического Отечества и
устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только
трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей.

20. Исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет
все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых
занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, право российского гражданства.

21. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам,
подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.

22. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их
расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.

23. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика
лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ КОНСТРУКЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

А. Организация центральной власти
Глава шестая О Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов


24. Всероссийский съезд Советов является высшей властью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

25. Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000
избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

Примечание 1. В случае, если губернский съезд Советов не предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний посылаются непосредственно уездными съездами Советов.

Примечание 2. В случае, если областной съезд Советов непосредственно предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний могут быть посланы областным съездом Советов.

26. Всероссийский съезд Советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в
год.

27. Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов по собственному почину или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики.

28. Всероссийский съезд Советов избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов в числе не свыше
200 человек.

29. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов.

30. В период между съездами высшей властью Республики является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

Глава седьмая О Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов

31. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов является высшим законодательным, распорядительным и
контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

32. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов дает общее направление деятельности рабоче-крестьянского
правительства и всех органов Советской власти в стране, объединяет и согласует работы по законодательству и управлению и
наблюдает за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов
Советской власти.

33. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения, вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения.

34. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов созывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет отчет о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным вопросам.

35. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов образует Совет Народных Комиссаров для общего управления делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и отделы (народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления.

36. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов работают в отделах (народных комиссариатах) или
выполняют особые поручения Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Глава восьмая О Совете Народных Комиссаров

37. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики.

38. В осуществление этой задачи Совет Народных Комиссаров издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все
меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни.

39. О всех своих постановлениях и решениях Совет Народных Комиссаров немедленно сообщает Всероссийскому Центральному
Исполнительному Комитету Советов.

40. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов вправе отменить или приостановить всякое постановление или
решение Совета Народных Комиссаров.

41. Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на
рассмотрение и утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Примечание. Мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены Советом Народных Комиссаров непосредственно.

42. Члены Совета Народных Комиссаров стоят во главе отдельных народных комиссариатов.

43. Народных комиссариатов образуется 17, а именно:
а) по иностранным делам;
б) по военным делам;
в) по морским делам;
г) по внутренним делам;
д) юстиции;
е) труда;
ж) социального обеспечения;
з) просвещения;
и) почт и телеграфов;
к) по делам национальностей;
л) по финансовым делам;
м) путей сообщения;
н) земледелия;
о) торговли и промышленности;
п) продовольствия;
р) Государственного контроля;
с) Высший Совет Народного Хозяйства;
т) здравоохранения.

44. При каждом народном комиссаре, под его председательством, образуется коллегия, члены которой
утверждаются Советом Народных Комиссаров.

45. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего Народного комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в Совет Народных Комиссаров или в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
То же право обжалования принадлежит и отдельным членам коллегии.

46. Совет Народных Комиссаров всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов и Всероссийским Центральным
Исполнительным Комитетом Советов.

47. Народные комиссары и коллегии при народных комиссариатах всецело ответственны перед Советом Народных Комиссаров и перед
Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

48. Звание народного комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами
Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти как в центре, так и
на местах присвоено быть не может.

Глава девятая О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов

49. Ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все
вопросы общегосударственного значения, как-то:
а) Утверждение, изменение и дополнение Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
б) Общее руководство всей внешней и внутренней политикой Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
в) Установление и изменение границ, а равно отчуждение частей территории Российской .Социалистической Федеративной
Советской Республики или принадлежащих ей прав.
г) Установление границ и компетенции областных Советских союзов, входящих в состав Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики, а также разрешение споров между ними.
д) Принятие в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики новых сочленов Советской
Республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных частей ее.
е) Общее административное разделение территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и утверждение областных объединений.
ж) Установление и изменение системы мер, весов и денег на территории Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики.
з) Сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира.
и) Заключение займов, таможенных и торговых договоров, а равно финансовых соглашений.
к) Установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики.
л) Утверждение бюджета Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
м) Установление общегосударственных налогов и повинностей.
н) Установление основ организации вооруженных сил Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
о) Общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр.
п) Назначение и смещение как отдельных членов Совета Народных Комиссаров, так и всего Совета Народных Комиссаров в
целом, а также утверждение Председателя Совета Народных Комиссаров.
р) Издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории
Республики.
с) Право амнистии, общей и частичной.

50. Сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета Советов подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению.

51. Исключительному ведению Всероссийского съезда Советов подлежат:
а) Установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции.
б) Ратификация мирных договоров.
52. Разрешение вопросов, указанных в пунктах «в» и «з» ст.49, предоставляется Всероссийскому Центральному Исполнительному
Комитету Советов лишь при невозможности созыва Всероссийского съезда Советов.

Б. Организация Советской власти на местах
Глава десятая О съездах Советов

53. Съезды Советов составляются следующим образом:
а) Областные — из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от
городов — по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, либо из представителей губернских
съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов.
б) Губернские (окружные) — из представителей городских Советов и волостных съездов Советов по расчету 1 депутат на 10000
жителей, а от городов — по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ), причем, в случае
созыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским, выборы проводятся по той же норме не волостными, а уездным
съездом Советов.
в) Уездные (районные) — из представителей сельских Советов по расчету 1 депутат на 1 тысячу жителей, но не свыше
300 депутатов на весь уезд (район).
г) Волостные — из представителей всех сельских Советов волости по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета.

Примечание 1. В уездных съездах Советов участвуют представители Советов городов, население которых не превышает 10 тысяч человек; сельские Советы местностей, насчитывающих менее 1 тысячи человек населения, для избрания депутатов на уездный съезд Советов объединяются.

Примечание 2. Сельские Советы, насчитывающие менее 10 членов, посылают на волостной съезд Советов по 1 представителю.

54. Съезды Советов созываются соответствующими по территории исполнительными органами Советской власти (исполнительными
комитетами) по усмотрению последних или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения данного
района, но, во всяком случае, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губернии и уездам и одного раза в
месяц по волости.

55. Съезд Советов (областной, губернский, уездный, 254 волостной) избирает свой исполнительный орган — Исполнительный
комитет, число членов которого не должно превышать: а) по области и губернии — 25, б) по уезду — 20, в) по волости — 10.
Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим его съездом Советов.

56. В границах своего ведения съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах данной
территории власть; в период же между съездами такой властью является Исполнительный комитет.

Глава одиннадцатая О Советах депутатов

57. Советы депутатов образуются: а) В городах — по расчету 1 депутат на каждую 1000 человек населения, но в числе не менее 50
и не более 1000 членов.
б) В селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городах с населением менее 10000 человек, аулах, хуторах и пр.) — по
расчету 1 депутат на каждые 100 человек населения, но в числе не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение. Срок
полномочий депутатов — 3 месяца.

Примечание. В тех сельских местностях, где это будет признано осуществимым, вопросы управления разрешаются общим собранием избирателей данного селения непосредственно.

58. Для текущей работы Совет депутатов избирает из своей среды исполнительный орган (Исполнительный комитет) в количестве
не свыше 5 человек в селениях, а в городах по расчету 1 на каждые 50 членов, но не менее 3 и не более 15 (Петербург и Москва не
более 40). Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим его Советом.

59. Совет депутатов созывается Исполнительным комитетом по усмотрению последнего или по требованию не менее половины членов
Совета, но не реже 1 раза в неделю в городах и 2 раз в неделю в селениях.

60. В границах своего ведения Совет, а в случае, предусмотренном в ст. 57 (примечание), общее собрание избирателей
есть высшая в пределах данной территории власть.

Глава двенадцатая О предметах ведения органов Советской власти на местах

61. Областные, губернские, уездные и волостные органы Советской власти, а также Советы депутатов имеют предметом своей
деятельности:
а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти;
б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях;
в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;
г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

62. Съездам Советов и их исполнительным комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов
(т.е. областным — право контроля над всеми Советами данной области, губернским — над всеми Советами данной губернии, кроме
городских, не входящих в состав уездных съездов Советов и т.д.), а областным и губернским съездам Советов и их исполнительным
комитетам, кроме того, право отмены решений действующих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях
центральной Советской власти.

63. Для выполнения возложенных на органы Советской власти задач при Советах (городских и сельских) и исполнительных 256
комитетах (областных, губернских, уездных и волостных) образуются соответствующие отделы во главе с заведующими отделами.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Глава тринадцатая

64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п.,
следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов
исполнилось восемнадцать лет:

а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним
хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и
категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;
б) солдаты советской армии и флота;
в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере
трудоспособность.

Примечание 1. Местные Советы могут с утверждения центральной власти понижать установленную в настоящей статье возрастную норму.

Примечание 2. Из лиц, не вступивших в число российских граждан, пользуются активным и пассивным избирательным правом также лица, указанные в ст. 20 (раздел второй, глава пятая).

65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в
России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Глава четырнадцатая О производстве выборов

66. Выборы производятся, согласно установившимся обычаям, в дни, устанавливаемые местными Советами.

67. Выборы производятся в присутствии избирателей комиссии и представителя местного Совета.

68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советской власти оказывается технически невозможным, его заменяет
председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового — председатель избирательного собрания.

69. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.

70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяются местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Глава пятнадцатая О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов

71. Весь материал по производству выборов поступает в соответственный Совет.

72. Совет для проверки выборов назначает мандатную комиссию.

73. О результатах проверки мандатная комиссия докладывает Совету.

74. Совет решает вопрос об утверждении спорных кандидатов.

75. В случае неутверждения того или иного кандидата Совет назначает новые выборы.

76. В случае неправильности выборов в целом вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти.

77. Последней инстанцией по кассации советских выборов является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет
Советов.

78. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно
общему положению.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

Глава шестнадцатая

79. Финансовая политика Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в настоящий переходный момент
диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.

80. Государственные доходы и расходы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики объединяются в
общегосударственном бюджете.

81. Всероссийский съезд Советов или Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов определяют, какие виды
доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов, а равно устанавливают
пределы обложения.

82. Советы устанавливают обложение налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства. Потребности
общегосударственные удовлетворяются за счет средств, отпускаемых из государственного казначейства.

83. Ни один расход из средств государственного казначейства не может быть произведен без установления на него кредита в
росписи государственных доходов и расходов или путем издания особого постановления центральной власти.

84. На удовлетворение потребностей, имеющих общегосударственное значение, в распоряжение местных Советов
предоставляются подлежащими народными комиссариатами необходимые кредиты из государственного казначейства.

85. Все предоставленные Советам кредиты из средств государственного казначейства, а равно кредиты, утвержденные по
сметам на местные нужды, расходуются ими в пределах сметных подразделений (параграфы и статьи) по прямому назначению и не могут быть обращаемы на удовлетворение каких-либо других потребностей без особого постановления Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета Советов и Совета Народных Комиссаров.

86. Местные Советы составляют полугодовые и годовые сметы доходов и расходов на местные нужды. Сметы сельских и волостных
Советов и Советов городов, участвующих в уездных съездах Советов, а также сметы уездных органов Советской власти утверждаются
соответственно губернскими и областными съездами Советов или их исполнительными комитетами; сметы городских, губернских и
областных органов Советской власти утверждаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.

87. На расходы, не предусмотренные сметами, а также в случае недостаточности сметных назначений дополнительные кредиты Советы
испрашивают у подлежащих народных комиссариатов.

88. В случае недостаточности местных средств для удовлетворения местных потребностей необходимые для покрытия
неотложных расходов пособия или ссуды из средств государственного казначейства местным Советам разрешаются Всероссийским
Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Глава семнадцатая

89. Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца
золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью:
а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и
б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

90. Торговый, морской и военный флаг Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из
полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого, у древка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись:
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

10 июля 1918 г.

Аватара пользователя

Геннадий Прохоров
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Октябрь 2018
Пол: Мужской - Мужской
Russia

Конституция РСФСР 1918 г. - Ленинская

Сообщение Геннадий Прохоров » 12 окт 2018, 20:12

Конституция РСФСР 1918 г.
На V съезде Советов 10 июля 1918 г. была принята первая Советская Конституция [1] и избран новый состав ВЦИК, большевистский по составу; его возглавил Я. М. Свердлов. После произошедших в ряде мест России столкновений между большевиками и левыми эсерами делегаты последних были отозваны из местных и центральных представительных органов, а руководство партии подверглось аресту накануне V съезда Советов.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:
I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
II. Общие положения Конституции РСФСР;
III. Конструкция Советской власти в центре и на местах;
IV. Активное и пассивное избирательное право;
V. Бюджетное право;
VI. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, установление контроля в промышленности. Срок действия Конституции определялся на период "перехода от капитализма к социализму".

Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.

Высшим органом власти Конституция 1918 г. провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, красноармейских, крестьянских и казачьих депутатов.

Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК, который в свою очередь формировал Правительство РСФСР - СНК, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и В ЦИК осуществляли утверждение Конституции, принятие в состав РСФСР, осуществляли общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом вносить изменения в Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Избирательная система, закрепленная в Конституции 1918 г., отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и т.п. Этим правом пользовались и военнослужащие. Избиратели имели право отозвать избранного депутата.

Примерно 5% всего трудоспособного населения были лишены избирательных прав. К ним относились лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства; бывшие служащие жандармерии, полиции и Охранного отделения.

Исключение из избирательного корпуса "социально чуждых элементов" не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.

Представительство от социальных групп, имевших избирательное право, не было равным. Так, при выборах на Всероссийский съезд Советов городские Советы избирали одного депутата от 25 тыс. избирателей, а из сельских Советов избирался один депутат от 125 тыс.

Подобное же преимущество городские Советы имели при выборах на областные и губернские съезды Советов.

Эта тенденция усиливалась еще одним, не закрепленным в Конституции правилом — рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, они голосовали также в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представительных органах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу).

Прямыми были выборы в сельские и городские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования.

Конституция провозгласила классовую демократию - для трудящихся. Иными словами, она не признала формального равенства прав, хотя имевшиеся в царской России сословные различия были отменены и устанавливалась единая категория граждан. Некоторых гражданских нрав были лишены около 5 млн человек. В отдельной статье давалось оправдание этой дискриминации как временной меры, предотвращающей "ущерб интересам социалистической революции".

В ст. 21 Конституции 1918 г. предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов "без всяких затруднительных формальностей" права российского гражданства.

Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте не было, принцип равноправия последовательно проводился по всему Основному закону. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивалось в избирательном праве, где оно имело особое значение.

Конституция предоставляла гражданам широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16).

Помимо перечисления прав граждан в Конституции были зафиксированы и важнейшие обязанности. Так, ст. 18 Основного закона РСФСР провозглашала всеобщую обязанность трудиться, а ст. 19 — всеобщую воинскую обязанность.

Конституция наметила программные задачи на переходный период от капитализма к коммунизму: уничтожение эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление сопротивления эксплуататоров, устранение деления общества па антагонистические классы, построение социализма.

Аватара пользователя

Геннадий Прохоров
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Октябрь 2018
Пол: Мужской - Мужской
Russia

Конституция РСФСР 1918 г. - Ленинская

Сообщение Геннадий Прохоров » 12 окт 2018, 20:13

Конституция РСФСР 1918 года как основа советского государства и права
10 июля 1918 г. V съезд Советов принял Конституцию РСФСР, в основу которой были положены декреты "О мире", "О земле", а также "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа".

В Конституции определенно проводится мысль о необходимости насильственного свержения эксплуататорского строя, установления социалистического общества во всем мире. Конституция открывается Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Во втором разделе "Общие положения Конституции РСФСР" дается определение сущности Российской Республики как социалистического общества трудящихся, формулируется основная задача момента — установление диктатуры пролетариата, декларируются права и обязанности граждан, форма государства и др. Третий раздел посвящен конструкции советской власти, ее организации в центре и на местах. В разделе четвертом говорится об активном и пассивном избирательном праве, перечисляются категории лиц, которые лишаются этого права. Раздел пятый посвящен вопросам бюджетного права и финансовой политики. Раздел шестой содержит описание флага и герба РСФСР.

Социальной основой новой государственности согласно Конституции является диктатура пролетариата, а политической основой — система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Получили конституционное закрепление национализация основных средств производства, форма государственного правления и форма государственного устройства. Подробно была прописана компетенция высших органов государственной власти и органов власти на местах.

Конституция, предоставляя электоральные права "трудящимся", лишала этих прав большое число представителей других социальных групп. К ним относились: лица, использующие наемный труд с целью получения прибыли, частные торговцы и посредники, представители духовенства, бывшие служащие полиции, жандармерии, охранного отделения. Не было равным и представительство от социальных групп, рабочие пользовались значительно большими правами, нежели крестьянство. Конституция устанавливала императивный мандат, т.е. его носитель мог быть по воле избирателей отозван.

Государству "нового типа" соответствовала и избирательная система. Считалось, что подлинная демократия возможна лишь при условии полного контроля избирателей над деятельностью избранников, а стало быть, при наличии права их отзыва. ВЦИК принял даже специальный декрет "О праве отзыва делегатов". Хотя данное право не вполне корреспондирует пропорциональной системе, впрочем, как и мажоритарной, в декрете утверждалось, что "пропорциональная система выборов требует лишь видоизменения формы права отзыва, отнюдь не его уничтожения"[1].

Конституция закрепила следующие права и свободы: свободу совести, которая понималась как право исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой, а также право на свободную пропаганду любой конфессии или атеизма (ст. 13), свободу выражения мнений (ст. 14), свободу собраний, митингов, шествий (ст. 15), свободу союзов (ст. 16).

Становление советского законодательства
Советская правовая система строилась на протяжении всей истории Советского государства в соответствии с политической линией партии. Старая правовая система подлежала полной ликвидации. На ее место должна была прийти новая, в основе которой лежало "революционное правопонимание".

Перед советским правоведением встала задача легализации (нормативного закрепления) партийных решений, создания практически с нуля нормативной базы для регулирования новых общественных отношений. Трудность основная заключалась в том, что царила полная неразбериха в самой системе нормативных актов. Они принимались разными органами (ВЦИК, СНК, СНК и ЦК РКП(б)), между ними отсутствовала иерархическая субординация. Наряду с декретами принимались декларации, воззвания, постановления, обращения. Какие-то из них были по юридической силе сопоставимы с декретами. Невысока была и юридическая техника.

Первыми советскими декретами были декреты "О мире", "О земле", "Декларация нрав пародов России", "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа".

Декрет "О мире" носил противоречивый характер. С одной стороны, он декларировал возможность мирного сосуществования с капиталистическими странами, хотя большевики делали ставку на скорую победу мировой социалистической революции. С другой стороны, Советское правительство согласилось на грабительские условия Брестского мира. Более того, Россия всегда была готова поддержать всеми доступными средствами революционные выступления в любой стране.

Декрет "О земле", в основе которого лежали крестьянские наказы и эсеровская аграрная программа, отменял помещичью собственность на землю и устанавливал разные формы землепользования (общинную, артельную, подворную, хуторскую), запрещал применение наемного труда. 9 февраля 1918 г. этот эсеровский по своей сути декрет был заменен "Основным законом о социализации земли" за подписью В. И. Ленина и Я. М. Свердлова, по которому вся земля объявлялась государственной собственностью и передавалась в пользование тех, кто ее обрабатывает.

Декларация прав народов России от 2 ноября 1917 г. провозглашала равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение и образование самостоятельных государств, отмену всяческих национально-религиозных привилегий и ограничений и т.д.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 3 января 1918 г. провозглашала Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и федерацией советских национальных республик, отменяла частную собственность на землю, вводила всеобщую трудовую повинность и др. Декларировался полный разрыв с "варварской политикой буржуазной цивилизации...".

Показательным был акт, направленный на ограничение свободы слова. Это декрет СНК "О печати" от 28 октября 1917 г. В соответствии с ним подлежали закрытию все печатные издания, которые с точки зрения власти призывали "к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому Правительству", сеяли смуту, извращали факты, призывали "к деяниям явно преступного, т.е. уголовно-наказуемого характера"[2]. 28 января 1918 г. был издай декрет СНК "О революционном трибунале печати", который вводил уголовную ответственность за публикацию материалов, которые будут признаны враждебными Советской власти. Этими документами была окончательно установлена монополия большевиков на средства массовой информации.

Гражданское право с самого начала стало приобретать классовый характер. Прежде всего, это касалось собственности. Декретом "О земле" и последующим "Основным законом о социализации земли" земли всех видов собственности передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Законодательно были закреплены новые принципы землевладения и землепользования: отмена частной собственности на землю и национализация земли, запрещение любых операций с землей, право пользования землей при условии ее обработки без применения наемного труда, уравнительность землепользования и свободный выбор ее формы. Кто по старости или инвалидности не мог работать на земле, тот получал в порядке компенсации солдатскую пенсию.

В период осени 1917 — весны 1918 г. была проведена национализация банков и промышленных предприятий, имеющих важное государственное значение, а также эмигрировавших либо саботирующих владельцев. Управление этими предприятиями возлагалось на ВОIX. Ему же принадлежало право конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестрования (ограничение нрава распоряжения). Национализация коснулась транспорта, торгового флота. Была установлена государственная монополия внешней торговли. Декретом СНК от 2 июля 1918 г. вводилась монополия на целый ряд товаров.

Национализация не была всеобщей. Она коснулась крупных предприятий. Среднее и мелкое производство, кустарные промыслы, торговля оставались в руках прежних собственников, но ставились под контроль государства в соответствии с декретом ВЦИК "О рабочем контроле".

Декретом СНК от 21 января 1918 г. были аннулированы иностранные и внутренние займы, сделанные прежними правительствами, а двумя днями позже — издан декрет, по которому конфисковывались акционерные капиталы бывших частных банков.

В связи с ликвидацией частной собственности принципиально меняется институт наследования. Декретом ВЦИК от 27 апреля 1918 г. наследование отменялось. Все движимое и недвижимое имущество стоимостью свыше 10 тыс. руб. после смерти владельца считалось выморочным и обращалось в доход государства.

Земельное право было направлено на регулирование социалистических общественных отношений в деревне. Социализация земли, изъятой у крупных собственников, создала реальные возможности для организации советских и кооперативных хозяйств на селе. Создавались трудовые артели, сельхозкоммуны, сельскохозяйственные товарищества. Им в пользование предоставлялась земля. Создавался запасной земельный фонд для наделения землей безземельных и малоземельных крестьян. Российский крестьянин, веками мечтавший о земле и не помышлявший о ее продаже, воспринял право бессрочного пользования землей как право собственности, а уравнительное землепользование как показатель равенства и справедливости. Подвох обнаружится во время насильственной коллективизации. Но для рассматриваемого периода лозунг "Земля — крестьянам" воспринимался как реализация крестьянских надежд.

Трудовое право отражало принципиальное программное положение большевиков — "не трудящийся да не ест"[3]. В нем воплотились многие положения и требования, с которыми выступали рабочие во всех странах: восьмичасовой рабочий день, еженедельный непрерывный суточный отдых, запрещение ночного труда, за исключением непрерывных производств, запрет детского труда и ограничение труда подростков от 16 до 18 лет шестью часами, запрещение использования труда женщин на вредных производствах, предоставление дородового и послеродового отпуска.

Государство создавало систему гарантий защиты наемного труда: трудовые споры разрешались специальными судами, для регулирования безработицы создавались биржи труда, за счет предприятий осуществлялось государственное страхование рабочих на случай старости, болезни, полной или частичной потери трудоспособности. Устанавливались ежегодные двухнедельные отпуска для рабочих и служащих, минимальный размер оплаты труда в размере прожиточного минимума, система бесплатного медицинского обслуживания. Контроль над проведением в жизнь всех этих установлений возлагался на Инспекцию труда, созданную в соответствии с Декретом СНК от 18 мая 1918 г.

Действия Советского правительства в сфере организации и охраны труда получили высокую оценку мировой общественности.

Семейное право закрепило тендерное равенство и гражданский брак. Декретами "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния" и "О расторжении брака" были установлены: полная свобода заключения брачных отношений при полном равноправии супругов, светский характер брака, брачный возраст для женщин и мужчин в 16 и 18 лет соответственно[4], полное равенство детей, рожденных в браке и вне брака, полная свобода развода. Подтверждались также общепринятые нормы о запрете кровнородственных браков по прямой линии, о невозможности заключения брака при наличии нерасторгнутого брака, браков с недееспособными лицами.

Па уголовном праве данного периода лежит отчетливая печать политической ангажированности. Такое положение свойственно всем революциям без исключения. Отсутствие уголовного закона развязываю руки карательным органам, прежде всего ВЧК, применять репрессии по своему усмотрению, руководствуясь "классовым чутьем" и "революционной совестью". Заместитель председателя ВЧК М. Лацис прямо ориентировал подчиненных заниматься в первую очередь не установлением истины, а выяснением социальной принадлежности того, кто совершил правонарушение или только подозревается в нем. Именно это имело решающее значение.

В нормативных актах данного периода отсутствует четкое понятие преступления, вины, покушения на преступление и оконченного преступления, соучастия. Хотя последнее и различалось (организация преступления, пособничество, подстрекательство, недоносительство, укрывательство), но при постановлении приговора трактовалось произвольно. Так, по сфабрикованному делу В. Н. Таганцева (сына выдающегося русского юриста Н. С. Таганцева) был за недоносительство расстрелян, якобы знавший о несуществующем на самом деле заговоре выдающийся русский поэт серебряного века Н. С. Гумилев.

Все противоправные деяния делились на контрреволюционные и простые. К первым относились: саботаж, посягательство на присвоение государственной власти и организация контрреволюционной деятельности, попытки мятежа, восстания, заговора, контрреволюционная пропаганда и агитация, государственная измена, шпионаж, пособничество в контрреволюционной деятельности, диверсии, политическое хулиганство, незаконное хранение оружия и бывшая принадлежность к бывшим силовым структурам. К простым преступлениям относились преступления бытового характера, обмен товаров на хлеб и др.

Санкции четко определены не были и их диапазон был достаточно широк: штраф, принудительные общественные работы, лишение продовольственных карточек, конфискация имущества, лишение свободы, расстрел. Имели место и экзотические виды наказания: запрет на публичные выступления, выговор в присутствии суда, прохождение курса политграмоты, объявление врагом народа, лишение политических прав. Что касается сроков наказания, то нередко они определялись "до наступления мировой революции". Считалось, что это очень короткий срок.

Гражданское судопроизводство строилось в соответствии с декретами о суде, которые давали судам широкие полномочия в отсутствие закона руководствоваться здравым смыслом и соображениями справедливости. На усмотрение суда относился вопрос о признании допустимости способов получения доказательств. Основными источниками установления истины по делу являлись традиционные объяснения сторон, письменные документы, показания свидетелей, экспертные заключения. Стороны обладали равными процессуальными правами. Поскольку института адвокатуры не существовало, в роли поверенных могли выступать все неопороченные граждане.

Местные и окружные суды рассматривали иски сначала с ценой до 3 тыс. руб., потом его увеличили до 10 тыс. руб. Кассационные инстанции по гражданским делам отсутствовали, что говорит о том, что на первых стадиях своего становления Советское государство не проявляло интереса к защите имущественных нрав, как и всего, что относилось к понятию "частного"[5].

Уголовный процесс нес также отпечаток революционного произвола. Уголовно-процессуальные отношения не были законодательно урегулированы, поэтому допускали произвол, который при низкой квалификации судейского корпуса был повсеместным. Пересмотра приговоров в надзорном порядке не существовало.

Народный судья местного суда вел предварительное следствие по делу самостоятельно. Допускалось расследование следственной комиссией в составе судьи и двух народных заседателей. В революционных трибунатах и окружных судах предварительное следствие вели следственные комиссии, избираемые местными советами. Процессуальное положение обвиняемых лиц законом определено не было, что давало дополнительную возможность для произвола при получении доказательств.

Декрет "О суде" предусматривал обжалование приговора местных судов в кассационном порядке в уездный суд, однако, по многочисленным свидетельствам можно заключить, что кассационные инстанции практически бездействовали. В качестве защитников на стадии предварительного следствия допускались только лица, утвержденные местными советами.

Таким образом, становление государственных и правовых институтов рассматриваемого периода проходило в соответствии с большевистской трактовкой марксовой концепции диктатуры пролетариата. Со всей определенностью можно утверждать, что у К. Маркса нет даже намека на те извращения, которые были предприняты людьми, чьи политические амбиции оказались выше национальных интересов своего Отечества.

Аватара пользователя

Борис Фролов
Сообщения: 291
Зарегистрирован: Апрель 2016
Благодарил (а): 1 раз
Пол: Мужской - Мужской
Belarus

Конституция РСФСР 1918 г. - Ленинская

Сообщение Борис Фролов » 12 окт 2018, 20:15

СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (ОКТЯБРЬ 1917 ГОДА -СЕРЕДИНА 1980-Х ГОДОВ)
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (ОКТЯБРЬ 1917 — СЕРЕДИНА 1918 ГОДА)
Глоссарий
Легализация — (от лат. legalis — законный). Легализация октябрьского переворота была санкционирована II съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, открывшимся вдень свержения Временного правительства (25 октября 1917 г.).

Легитимация — (от лат. legitimus — признание) — признание законности власти населением страны.

Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) — внесудебный орган, созданный в конце 1917 г. для борьбы с контрреволюцией и саботажем. Имел широкие полномочия.

Всероссийский съезд Советов — высший орган государственной власти РСФСР но Конституции РСФСР 1918 г. Формировался из представителей городских Советов (из расчета один депутат от 25 тыс. избирателей) и из представителей съездов Советов губернских (областных) и автономных республик (один депутат от 125 тыс. жителей). Созывался не реже двух раз в год (по Конституции 1918 г.). Всероссийский съезд Советов и избиравшийся им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) осуществляли общее руководство хозяйственным и культурным строительством республики. К исключительному ведению Всероссийского съезда Советов относилось: установление, дополнение и изменение основных начал Конституции РСФСР, окончательное утверждение частичных изменений в Конституции, принятых ВЦИК, утверждение конституций автономных советских социалистических республик (АССР).

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) — высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР в 1917—1937 гг. Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами. Первый Председатель ВЦИК Л. Б. Каменев.

Декреты — нормативные акты советской власти, заложившие правовую основу советской государственности.

Левые эсеры — политическая партия в России, представлявшая собой до декабря 1917 г. левое крыло эсеров. Входили в военно-революционный комитет, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), Совет народных комиссаров (СНК) РСФСР (декабрь 1917 — март 1918 г.). С начала 1918 г. — противники советской власти. В июле 1918 г. подняли мятеж, который был подавлен. В 1923 г. партия прекратила существование. Лидеры: М. А. Спиридонова, Б. Д. Камков, М. А. Натансон.

РСФСР — государство, созданное в результате свержения Временного правительства и конституированное Всероссийским съездом Советов 25 октября (7 ноября) 1917.

Совет Народных Комиссаров РСФСР (СНК РСФСР) — Первое советское Правительство, образованное на II Съезде Советов. По Конституции РСФСР 1918 г. образование СНК стало прерогативой ВЦИК.

Трибуналы — в первые годы советской власти специальные суды — революционные трибуналы, которые вместе с местными судами представляли собой новую судебную систему, имели свою юрисдикцию.

Октябрьский переворот и его сущность
Ленинская концепция революции в России предполагала два периода (этапа). Первый — буржуазно-демократический, создающий экономические и политические предпосылки для второго, социалистического этапа, на котором власть переходит к рабочему классу и беднейшему крестьянству. Первый этап достаточно длительный и политические амбиции лидеров большевиков на нем минимальные. Поэтому партия большевиков берет курс на вооруженный захват власти. Свергнув Временное правительство А. Керенского, Военно-революционный комитет объявил себя верховной властью, а Второй съезд Советов рабочих и солдатских депутатов эту власть легализовал. Октябрьский переворот (именно так в основном его тогда и называли) произошел без какого-либо сопротивления большевикам, хотя и сопровождался грубым насилием с их стороны в отношении представителей непролетарских слоев и особенно офицерства и генералитета.

Сформированное правительство — Совет Народных Комиссаров так же, как и предыдущее было временным, а его официальный печатный орган назывался "Газета Временного Рабочего и Крестьянского правительства"[1]. Постоянное правительство должно было сформировать Учредительное собрание. Оно же должно было и принять конституцию государства. Однако в расчеты большевиков не входило сотрудничество с этим органом, судьба его была предрешена заранее, поскольку большевики были в нем в явном меньшинстве (менее 25%), зато располагали хорошо организованной вооруженной силой. Учредительное собрание, законно избранный представительный законодательный орган, начало работу 5 января (18 января по старому стилю) 1918 г. и в ту же ночь было разогнано, что с правовой точки зрения нельзя трактовать иначе как узурпацию власти политическим меньшинством, военным переворотом, путчем. Формальным предлогом для разгона Учредительного собрания послужил отказ признать Россию "Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Если при наличии Учредительного собрания была возможность решать государственные проблемы путем политического диалога, то после его разгона открывался прямой путь к открытой большевистской диктатуре, которую В. И. Ленин называл диктатурой пролетариата и "высшей формой демократии".

После разгона Учредительного собрания, произошло объединение III Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов и III Всероссийского съезда крестьянских депутатов, в результате чего у большевиков оказалось явное преимущество. Была полностью одобрена деятельность ВЦИК и СНК, единственной формой власти объявлена власть советов как формы диктатуры пролетариата. Был официально взят курс на ликвидацию частной собственности, национализацию банковского сектора, установление рабочего контроля.

Советская власть достаточно быстро была установлена на всей территории России. Советы как форма власти нашли широкую поддержку в глазах населения. Несмотря на то что с правовой точки зрения советская власть была незаконной, большевики, используя демагогические приемы и методы прямого насилия, при наличии жесткой партийной дисциплины, сумели навязать стране свою волю.
Красное казачество всегда было частью Советского народа, верным защитником Советской власти !

Аватара пользователя

Геннадий Прохоров
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Октябрь 2018
Пол: Мужской - Мужской
Russia

Конституция РСФСР 1918 г. - Ленинская

Сообщение Геннадий Прохоров » 12 окт 2018, 20:17

Предисловие
В первой части курса мы оставили Россию на пороге решающих преобразований, которые получат название Великой Октябрьской социалистической революции. В наше время в российском обществе сложилось различное отношение к нему. Тем не менее, вне зависимости от эмоций, Октябрь 1917 г. остается крупнейшим событием XX в., и не только для нашей страны, но и для всего мира.

В современной публицистике, да и в исторической науке заметна тенденция к явному принижению значения Октябрьской революции. Навязывается мнение, что рубежом эпох следует считать не октябрь, а февраль 1917 г. или даже начало века.

В первой части курса отмечалось большое значение как революции 1905-1907 гг., так и, тем более, Февральской революции. Они были крупными шагами на пути превращения феодального государства в буржуазное. Однако только благодаря Октябрьской революции создано принципиально новое. Советское, государство.

В литературе высказывается мнение о том, что в 1917 г. произошла всего одна революция, охватывающая период с февраля по октябрь. Конечно, Октябрьская революция выросла из Февральской, была ею подготовлена, но разница между этими двумя событиями огромна. В феврале Россия превратилась из помещичье-буржуазного в буржуазно-помещичье государство, мало что давшее народным массам. Если бы события развивались и дальше в таком направлении, то со временем страна превратилась бы в обычное буржуазное государство. Но Октябрь направил ее развитие совсем по другому руслу - Россия пошла по дороге строительства социализма. Орудием его построения стало Советское государство и право.

СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (октябрь 1917 -1918 г.)

Предпосылки возникновения Советского государства и права
Советское государство и право, принципиально отличное от всех ранее существовавших, родилось отнюдь не случайно. Его возникновение явилось следствием действия определенных исторических факторов, главным из которых была Великая Октябрьская социалистическая революция.

Революция в свою очередь была вызвана определенными объективными и субъективными причинами. Среди"объективных прежде всего следует отметить классовые противоречия, обострившиеся в 1917 г. Особо выделяются антагонизмы, присущие любому буржуазному обществу, - между трудом и капиталом. Российская буржуазия, молодая и неопытная, не сумела или не захотела увидеть опасность грядущих социальных столкновений и своевременно не приняла достаточных мер к тому, чтобы по возможности снизить накал классовой борьбы.

Пожалуй, еще острее были конфликты в деревне. Крестьяне, веками мечтавшие отобрать землю у помещиков, не были удовлетворены ни реформой 1861 г., ни столыпинскими преобразованиями. Они откровенно жаждали получить всю землю и избавиться от давних эксплуататоров.

В начале XX в. обострилось и новое противоречие, связанное с дифференциацией самого крестьянства. Его расслоение усилилось после реформы Столыпина, пытавшегося создать новый класс собственников в деревне за счет передела крестьянских земель, связанного с разрушением общины. Теперь у широких крестьянских масс появился и новый враг - кулак, еще более ненавистный, поскольку он был выходцем из своей, крестьянской среды.

Кроме классовых противоречий, на развитие революционной ситуации в определенной мере повлияли и национальные коллизии. Национальные движения, не слишком сильные в период 1905-1907 гг., обострились после февраля 1917 г. и постепенно нарастали.

В числе предпосылок революции особое значение имела мировая война. Первый шовинистический и ура-патриотический угар, охвативший известные слои общества в начале войны, скоро рассеялся, и к 1917 г. подавляющая масса населения, страдавшая от разносторонних тягот войны, жаждала быстрейшего заключения мира. В первую очередь это касалось, конечно, солдат, но и городское население страдало от перебоев в доставке продовольствия, топлива, роста цен и друг гих бед. Деревня, поставлявшая фронту основную массу живой силы, тоже устала от бесконечных жертв. Только верхушка буржуазии, наживавшая бешеные капиталы на военных поставках, ратовала за продолжение войны до победного конца.

Однако война имела и другие последствия. Прежде всего она вооружила многомиллионные массы рабочих и крестьян, научила их обращаться с оружием и способствовала преодолению естественного, психологического запрета убивать других людей. Для того чтобы стереть грань между убийством врага национального и уничтожением классового противника, оставалось сделать всего лишь шаг. Лозунг о превращении войны империалистической, межгосударственной в войну гражданскую лег на вполне подготовленную почву.

Наконец, еще одной объективной предпосылкой революции была слабость Временного правительства и всего государственного аппарата, созданного им. Если сразу после Февраля правительство обладало каким-то авторитетом, то чем дальше, тем больше оно его теряло, будучи неспособным решить насущнейшие проблемы жизни общества, прежде всего вопросы о мире, хлебе и земле. Одновременно с падением авторитета Временного правительства росли влияние и значение Советов, обещавших дать народу все то, чего он жаждал.

Наряду с объективными важное значение имели и определенные субъективные факторы. Среди них - широкая популярность в обществе социалистических идей. Идеи социализма, заимствованные преимущественно на Западе, прежде всего марксизм, стали к началу XX в. своего рода модой в среде российской интеллигенции. Они нашли отклик и в широких народных кругах, что было связано в известной мере с многовековыми общинными традициями русской деревни.

Даже в православной церкви в начале XX в. возникло, хотя и небольшое, течение христианского социализма. Крайним его проявлением были взгляды архимандрита Серапиона Макина, старца знаменитой Оптиной пустыни, для которого и Маркс был недостаточно революционен.

Распространенность социалистических идей в 1917 г. можно установить вполне математически, и притом по достаточно объективному показателю: на выборах в Учредительное собрание все социалистические партии получили 85% мандатов, в то время как главная партия буржуазии и ее союзников - кадетская - получила менее 5%. Конечно, представления о социализме у людей были различные и порой весьма туманные, даже у членов крупнейших социалистических партий, но в целом идея, повторим, охватила широчайшие круги населения.

Это не исключало, разумеется, существования и других взглядов, в том числе феодально-монархических. Однако последние разделяла ничтожная доля населения в общем политическом спектре революционной России. Даже правые партии после Февральской революции стали открещиваться от монархизма, которому они были прежде привержены. Кадеты изменили свою программу в республиканском духе, а лидер октябристов А.И. Гучков совместно с бывшим председателем Государственной думы М.В. Родзянко на базе своей партии летом 1917 г. создали в Петрограде новую, Либеральную республиканскую, партию.

Другим субъективным фактором явилось существование в России партии, готовой повести массы на революцию, - большевистской. Эта партия, не самая большая по численности (эсеров было больше), тем не менее была наиболее организованной и целеустремленной. Ее руководство чутко следило за обстановкой, своевременно реагировало на настроения масс, оперативно выдвигало злободневные лозунги, порой не стесняясь перехватывать наиболее актуальные у своих политических противников. В то же время в партийной программе большевиков были отражены фундаментальные принципы, которые не могли не привлечь рабочих и крестьян на ее сторону: фабрики - рабочим, земля - крестьянам, свобода - нерусским народам. Трудно себе представить, чтобы столь осведомленный автор, как Р. Пайпс, сумевший порыться в наших архивах, фонды которых были порой недоступны и советским исследователям, не знал истинного положения вещей, однако в одной из своих последних работ он утверждает, что якобы "ни один из этих лозунгов не являлся частью большевистской программы".

Наконец, важным субъективным фактором было наличие у большевиков сильного руководителя, авторитетного как в самой партии, так и в народе, сумевшего за несколько месяцев после Февраля стать настоящим вождем, - Владимира Ильича Ульянова (Ленина). В.И. Ленин был наиболее решительным и радикальным лидером в руководящих органах партии, порой не поспевавшей за своим вождем. В октябре именно личное участие Ленина в революционных событиях обеспечило успешное развитие и победу вооруженного восстания вопреки сомнениям и шатаниям некоторых его соратников.

Февральская революция выдвинула немало ярких личностей. Это октябрист А.И. Гучков, кадет П.Н. Милюков, эсер А.Ф. Керенский. Большой авторитет в массах имел лидер крупнейшей партии социалистов-революционеров В.М. Чернов. Одни из лидеров были известны и до революции, другие - впервые вышли на историческую арену. Однако никому из них не удалось в 1917 г. сравняться по влиянию на массы с В.И. Лениным.

Октябрьское вооруженное восстание одержало победу в Петрограде с большой легкостью и почти бескровно именно в результате сочетания всех названных факторов. Его результатом явилось возникновение Советского государства, юридически оформленного II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов и занимающего поэтому особое место в истории нашей Родины.


Вернуться в «Сталинские и Ленинские Конституции»